«Фуат Мансуров. Покоритель вершин»
«Если в мире существовала бы гильдия порядочных людей, то Мансуров непременно был бы ее президентом».
Альгис Жюрайтис
Исследуя творчество и жизненный путь Назиба Жиганова, я познакомилась с его единомышленником, легендарным дирижером Фуатом Мансуровым. Как оказалось, судьбы эти одаренных, многогранно талантливых людей во многом поразительно схожи. В июне 2008 года я рассказала Фуату Мансуровичу о создании фонда, деятельность которого направлена на пропаганду творчества Назиба Жиганова, а также о намерении увековечить его память, присвоить одной из улиц Уральска его имя.
- Эта весть меня радует, - ответил Фуат Шакирович, - как здорово, что в Казахстане, в родном городе помнят Назиба Гаязовича! Присвоить его имя улице — это было бы справедливо. Полностью поддерживаю вашу цель — богатейшее наследие Жиганова надо изучать, развивать и сделать достоянием народа. Лично я рассматриваю фигуру Назиба Гаязовича Жиганова как личность №1 в татарской музыке. Он был не только великим композитором, но и великим общественным деятелем, великим организатором, но и великим общественным деятелем, великим организатором, если хотите, незаурядным политиком. Есть композиторы, которые пишут одну оперу, одну симфонию и остаются в истории. Послужной список Н.Жиганова настолько велик, что хватило бы на несколько жизней... Наши отношения с Назибом Гаязовичем из чисто творческих быстро перешли в искренне человеческие. Он, наверное, видел, что я бескорыстно отдаю себя татарской культуре. Это был очень талантливый и на редкость коммуникабельный человек, поэтому мне было очень легко с ним работать. Как же были не правы те, кто административную строгость, требовательность и некоторую жесткость переносил на его личные качества. Насколько он был жестким в деле, настолько необыкновенно мягок в жизни. Как деятель, как щедрой души человек, он заботился о перспективе, о молодежи.
На вопрос «Как Вы оцениваете татарскую музыку постжигановского времени?» журнала «Татарстан» Фуат Шакирович ответил: «А никак. После Жиганова татарская музыка стоит. Вот поэтому творчество Жиганова бесценно с точки зрения развития культуры в будущем. Выше Жиганова в татарской музыке пока никого нет, и даже в обозримом будущем я не вижу, кто мог бы приблизиться к Жиганову. Его можно назвать революционером в татарской культуре, пионером и новатором в татарской музыке. Но сегодня высокопрофессиональная, яркая музыка Н. Жиганова легла на полки. Она обязана обрести новую жизнь! Очень жаль, до глубины души больно, что роль Жиганова так недооценена. Пришло время начать кампанию по его реабилитации. По-новому должна зазвучать его бессмертная музыка. Такого композитора как Назиб Жиганов надо ждать десятилетиями, а может быть даже столетиями. Это был совершенно уникальный человек, титан, первый высочайший профессионал...».
Эти слова в полной мере можно отнести и к самому Фуату Мансурову. Его огромный вклад в развитие и становление музыкальной культуры Казахстана, России, Татарстана переоценить невозможно. Этот удивительный человек с интересной судьбой, сложной насыщенной разнообразными событиями жизнью, звезда мировой величины, намеревался приехать в Уральск на торжества, посвященные памяти Назиба Жиганова.
Фуат Шакирович Мансуров родился 10 января 1928 года в г. Алма-Ате в татарской семье. Семья Шакира и Гильминур Мансуровых жила очень скромно, родители были малограмотными, трудились и воспитывали троих детей. Отец работал дворником и ночным сторожем в НКВД, в 1938-м был арестован в качестве «английского шпиона» по сфабрикованному компромату, вернулся из сталинских застенков через полгода избитым, переломанным. Мать работала швеей в костюмерном цехе музыкально-драматического театра. Оставлять сына дома было не с кем, ей частенько приходилось брать его с собой на работу. Можно сказать, что Фуат рос за кулисами, а дебютировал на сцене в три с половиной года в роли сына Чио-Чио-Сан, что можно вполне расценивать как знак свыше.
В то же время в их дворе появилась новая семья комиссованных военных, бывшего царского офицера Расторгуева. Его жена, Татьяна Николаевна, была педагогом, свободно говорила на французском и немецком языках, замечательно пела и играла на рояле. Для Фуата самым притягательным предметом в соседской квартире был граммофон, на котором слушали грампластинки, в основном, классическую музыку — Листа, Брамса, Бетховена, записи с голосом Шаляпина. Соседка, заметив в малыше, наделенном острым слухом, неподдельный интерес к музыке, стала учить его игре на фортепиано и французскому языку. Через год Татьяна Николаевна убедила отца Фуата отдать его в музыкальную школу, открыв тем самым для маленького мальчика дорогу в прекрасный мир музыкальной классики.
Обучение началось с виолончели у педагога Отто Узинга. В школу Фуат пошел с шести лет, поскольку к тому времени уже хорошо читал и решал задачи. Во время учебы проявил незаурядные способности, был победителем нескольких математических олимпиад. Суровые годы Великой Отечественной войны внесли свои коррективы во многие судьбы, порой трагическое стечение обстоятельств создавало необходимые условия для раскрытия мощного творческого и человеческого потенциала, о котором сам его носитель даже и не подозревал. Так получилось и с Фуатом Мансуровым. В 1941 году он играл в духовом оркестре Алма-Атинской школы №28 им. Сталина (ныне она носит имя имя Героя Советского Союза Маншук Маметовой) под руководством Алексея Федоровича Козловского. Когда его призвали на фронт, за него по просьбе музыкантов остался тринадцатилетний Мансуров.
Первым, засевшим в памяти на всю жизнь, произведением, когда Фуат играл в сводном большом оркестре, было знаменитое «Прощание славянки». Тогда не привокзальной площади играли несколько оркестров, провожая на фронт 316-ю гвардейскую дивизию генерала А. Панфилова. А в пятнадцать лет виолончелист Мансуров участвовал в записи музыки к кинофильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Дирижировал сам Сергей Прокофьев. Юного Фуата особенно впечатлило, как авторитетный композитор создавал во время записи необыкновенно строгую атмосферу священного отношения к музыке, к малейшим деталям произведения.
Отец его очень сомневался, что музыкой можно заработать на жизнь, и хотел, чтобы его старший сын все-таки выбрал «серьезную» профессию. Из уважения к отцу Фуат вначале поступает на физико-математический факультет Казахского государственного университета, по окончании которого шесть лет преподавал математику на кафедре профессора Персидского. И все же он поступил в Алма-Атинскую государственную консерваторию им. Курмангазы на отделение оперно-симфонического дирижирования, окончив ее в 1950 году в известных педагогов Ахмета Жубанова и Исидора Зака.
В 21 год (с 1949-1952 гг) Фуат Мансуров — дирижер Оркестра народных инструментов им. Курмангазы. С 1951 года ведет педагогическую работу в Алма-Атинской консерватории. Став уже известным музыкантом на родине, он совершенствуется в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского у профессора Лео Гинзбурга. Стажировку проходил у профессора Парижской консерватории Игоря Маркевича. Окончил консерваторию с дипломом по двум специальностям. Его фамилия выведена золотом на доске лучших из лучших выпускников. С 1953 по 1956 годы Фуат Шакирович — директор Театра оперы и балета им. Абая, а потом симфонического оркестра Казахского радио. Лауреат первой премии VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957 год). В 1958 году основал и возглавил Государственный симфонический оркестр КазССР, получил звание «Заслуженный деятель искусств КазССР».
При всей занятости в работе, Фуат Мансуров находил время заниматься спортом. С раннего детства он любил зимой кататься на коньках, а летом ходил в горы. В 1956 году стал мастером спорта СССР по скоростному бегу на коньках. В 1959-м — покорителем двух семитысячников Хан-Тенгри и пика Ленина, став единственным альпинистом в мире, сыгравшим на горной вершине, на скрипке.
Фуат Шакирович участвовал в горных спасательных экспедициях. Во время съемок фильма «Вертикаль» познакомился с Владимиром Высоцким, частенько настраивал ему гитару. В 1962 году стал мастером спорта СССР по альпинизму. Был настолько спортивно одарен, что в дальнейшем стал кандидатом в мастера спорта по шахматам, получил спортивный разряд по боксу.
Но в то же время основной работе отдавалось много сил, времени и таланта. С 1963 по 1967 годы он — главный дирижер театра оперы и балета им. Абая. В 1966-м занял третье место на II Всесоюзном конкурсе дирижеров. Дмитрий Шостакович тогда высоко оценил не только дирижерский профессионализм, но и врожденный артистизм Мансурова. В 1967 году получил звание «Народный артист КазССР», а в 1969-м — приглашение в Большой театр, в Моску.
С 1970 года Фуат Шакирович — профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, преподает спецпредмет для студентов дирижерского факультета. Подготовил студенческий оркестр столичной консерватории к Международному конкурсу молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине, который в 1971 году стал победителем этого престижного конкурса и был удостоен Золотой медали.
Впервые в Татарстан Ф.Ш. Мансуров приезжал в 1962 году в составе делегации Казахстана и уже тогда получил приглашение возглавить симфонический оркестр республики. В 1968-м он уже не смог отклонить, предложение возглавить, оркестр Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля, где работал до 1970 года. В 1971 году ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств ТАССР», а в 1975-м — звание «Народный артист ТАССР». В 1989 году Ф.Ш. Мансуров дал согласие возглавить Государственный симфонический оркестр РТ, в 1994-м стал лауреатом Государственной премии Республики Татарстан им. Г.Тукая.
Президент Гильдии российских дирижеров, Фуат Мансуров всегда уделял особое внимание студентам, разработанная им уникальная методика воспитания будущих оркестров «Школа коллективной игры для симфонического оркестра» этому доказательство. Эта разработка в музыкальной среде так и называется «Школа Мансурова», за нее Фуат Шакирович в 1997 году получил звание академика Международной академии наук. Через год он, дирижер Государственного академического Большого театра России, получил звание «Народный артист Российской Федерации», и в том же году — звание «Народный артист Республики Татарстан». В 2004-м был избран почетным академиком Академии наук РТ, назначен завкафедрой оперно-симфонического дирижирования в Казанской Государственной консерватории им. Н. Жиганова.
Фуат Мансуров имеет много государственных наград — ордена Трудового Красного Знамени, «Знак почета», «Дружбы» (2005 год), «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2008 год), а дипломов, грамот и благодарственных писем и вовсе не перечесть. Лауреат международных и всероссийских конкурсов.
За плечами маэстро более, чем полувековая блистательная карьера оперного, балетного, симфонического дирижера и педагога. Для каждого исполнителя занятия с Мансуровым стали настоящими университетами. В его понимании профессия дирижера вбирает в себя множество граней не только музыкальных, но и научных, педагогических. Для достижения результата, тем более, блестящего результата, важно было чувствовать оркестр изнутри, знать возможности всех его инструментальных групп. Мансуров не только знал, но и сам превосходно играл на всех инструментах симфонического оркестра, чтобы в процессе общения с музыкантами заставить этот сложный организм, этот «огромный рояль» звучать грамотно и выразительно.
Фуат Шакирович после сложнейшей операции отдыхал в санатории «Боровое» и по телефону мы согласовывали с ним приглашение в г.Уральск на празднование 100-летнего юбилея Назиба Жиганова в 2011 году. Планировалось провести и мастер-класс с уральскими музыкантами. На мой вопрос, почему он никогда не был в Уральске, ответил:
- Я родился в Казахстане, ездил по многим городам, но в вашем городе, к сожалению, побывать не довелось. А ведь край Жаик богат на таланты — великие Курмангазы и Дина, самородок Гарифулла и Шамгон, множество других составляют славу не только Казахстана, но и мировой музыкальной культуры. Мой график на пять лет вперед расписан, но ваше приглашение буду ждать, постараюсь найти время, чтобы принять участие в торжествах в честь Жиганова. Хотелось бы уточнить по поводу проведения мастер-класса. Слышал, в Уральске есть симфонический оркестр...
- Да, верно. По инициативе управления культуры области создан эстрадно-симфонический оркестр акима ЗКО при участии ведущего дирижера Казахстана Каната Ахметова. В составе оркестра талантливые музыканты.
- Государственная поддержка и финансирование, грамотный руководитель и профессиональные исполнители должны дать хороший результат. Значит, у вас музыкальная культура развивается в нужном направлении. Безгранично этому рад.
К великому сожалению приезд маэстро в Уральск уже никогда не состоится. Мировая музыкальная культура понесла огромную утрату — 11 июня 2010 года в Москве на 83-м году жизни скончался Фуат Шакирович Мансуров, гениальный музыкант, покоритель вершин, всю свою жизнь посвятивший служению высоким идеалам искусства.
г.Уральск
Светлана Тенишева