2019-2020 учебный год выдался необычным для учеников двух учебных групп Павлодарской ШНВ - школы национального возрождения имени Каната Даржумана. Прошлой осенью в татаро-башкирском отделении этой школы, открытом в 1997 году, начал преподавать специально приглашенный из Казани учитель татарского языка и национальной культуры. Учебный процесс состоит из предметов, связанных с языком и культурой обучающихся детей: страноведение, родной язык, литературно-музыкальная студия, календарно-обрядовые традиции, развитие речи.
Занятия проводит Искандер Хусаенов, приехавший из Казани по направлению Министерства образования и науки Татарстана. Многие татарские общины зарубежных стран мечтают получить преподавателя родного языка из Татарстана. Но только казахстанским, конкретно павлодарским татарам удалось реализовать гуманитарный проект по привлечению квалифицированного учителя родного языка из центра татарского мира. Инициативу проявила представительница татарской общественности, учительница русского языка и литературы Венера Иванова. Татарское отделение ШНВ обратилось за содействием к Полномочному представителю Татарстана в Казахстане Денису Валееву.
Полпред Татарстана, в свою очередь, заручился поддержкой Министерства образования культуры Татарстана в подборе и направлении квалифицированного преподавателя. Нашлись и учебные пособия, пригодились наработанные раньше программы. Это сделало возможным то, что поначалу казалось невозможным - открытие в школе национального возрождения Казахстана классов для детей татар.
В сентябре выпускник Арского педагогического колледжа Искандер Хусаенов был принят на работу в ШНВ как иностранный специалист в качестве педагога дополнительного образования. Нагрузка уроков в двух учебных группах составляет 18 часов в неделю. Занятия в ШНВ продолжается со вторника по воскресенье. Основная нагрузка приходится на субботу и воскресенье, когда учебная группа может собираться в полном составе. Заработная плата педагога начисляется, исходя из стажа работы, наличия диплома об образовании и категории педагога. Его жилье оплачивают спонсоры татарско-башкирского отделения ШНВ.
Кроме занятий по страноведению, родному языку, литературе и музыке, народным обрядам учащиеся и педагоги активно участвуют в мероприятиях, проводимых ШНВ, Павлодарским отделением Ассамблеи народа Казахстана. Они охотно участвуют в различных конкурсах и интеллектуальных соревнованиях. Прекрасные знания по татарскому языку и национальной культуре показали старшеклассницы Алсу Гатауллина и Диана Башкирова. 4 учащихся татаро-башкирского отделения ШНВ прошли в очный тур Международной олимпиады по татарскому языку.
Когда в стране был введен режим ЧС, все занятия, включая вокал и хореографию, стали проводить в дистанционном режиме. Дети участвуют в различных проектах и конкурсах. Педагоги получают заработную плату в полном объеме.
Педагоги Школы национального возрождения - единая команда, которая объединяет не только детей, но и родителей. За учебный год не ушел ни один из 30 учеников. Наоборот, подтянулись и ребята из других групп. Этому способствовали совместные мероприятия, выезды с концертами в районы области, совместные чаепития и др.
Ситуация противостояния с вирусной опасностью внесла свои коррективы. Были отменены отдельные запланированные мероприятия с участием большого количества учеников.
В целом, проведенная в течение 2019-2020 учебного работа была успешной. Это признают учащиеся, их родители и педагоги. Татаро-башкирское отделение Школы национального возрождения стало очень важным элементом воспитания юных. Его инициатива и взаимодействие с татарской общиной, с Полномочным представительством Татарстана и с педагогическим сообществом Татарстана дают хорошие результаты.
Важно, чтобы подобная работа проводилась и в других городах Казахстана, считает Венера Иванова. Надо учитывать опыт Татарской школы искусств г.Семея, успешную работу воскресной школы г.Актобе, работу Центра им.Каюма Насыри при Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева и Павлодарской ШНВ. Это связано с большими хлопотами. Но эти затраты оправданы, потому что они направлены на сохранение родного языка, мироощущения и сохранению наших связей.