История татарского народа

Татарские национально-культурные Центры  входят в Малую Ассамблею народов Казахстана, а Ассамблею Республики Казахстан возглавляет сам Президент – Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Татарский народ, оставивший глубокий след в многовековой истории, объединяет в себе идею пространства и времени мира, даёт ощущение, что история и культура татарского народа является неотъемлемой частью мировой истории и культуры. Татары (самоназвание – татар) – тюркоязычный народ, формирование и развитие которого происходило на просторах Евразии. Татарский язык относится к кыпчакской группе алтайского семейства тюркских языков. Обычно различают поволжских (казанских), сибирских, астраханских татар, а также отдельные субэтносы; все эти группы являются составными частями единой татарской нации. Сегодня татары проживают во всех без исключения регионах планеты.
Общая численность татар на постсоветском пространстве составляет около семи миллионов.
Этноним «татары» упоминается как название народа, обитавшего в Прибайкалье в VI веке нашей эры. Вместе с другими тюркскими народами предки современных татар участвовали в Великих переселениях народов, создавали государственные образования. В V веке нашей эры была известна Великая Булгария (Болгария) в Приазовье, в IX веке - Великая Булгария в Поволжье. Значительную роль в этих государствах играли тюркоязычные булгары. Государственный совет при булгарском хане состоял из представителей родов ширин, аргын, барын, кыпчак.
В результате монгольских походов в XIII веке булгарские земли были включены в состав Золотой Орды, затем на этих же землях возникло Казанское ханство. Образовались Астраханское, Сибирское ханства и Ногайская Орда. В 1552 году дружины Московского князя захватили Казань, затем другие ханства; татары оказались в составе Российской империи.
В казахских степях татары появились в давние времена. Заметное их увеличение среди казахов имеет более чем четырехсотлетнюю историю. Нещадное притеснение имперских властей вынуждало татар покидать родные места и переселяться в среду казахов – народа с близким языком и единой религией.
Причиной переселения служила также и непосильная солдатчина (из всех тюркских народов империи солдатская повинность касалась только татар); немало татар переехало в Казахстан по торговым делам. К концу XIX века татары составляли значительную часть населения Семипалатинска, Уральска, Петропавловска. Возникли целые татарские деревни и села: Лепсы, Мамлютка, Жильтау и другие. В городе Верный развернули широкую деятельность татарские купцы и ремесленники.
Постепенно происходило взаимопроникновение и взаимообогащение культур казахского и татарского народов. Учителя татарских медресе вели значительную просветительскую работу. Например, учитель из Каркаралинска Ш. Кашафутдин является автором почти 80 поэтических произведений на татарском и казахском языках. Видные деятели казахского народа того периода получали свое начальное образование у татарских мулл. Великий Абай учился у аульного муллы, затем в одном из татарских медресе Семипалатинска. Его стихи впервые были опубликованы в оренбургских татарских изданиях.
Учебники для казахских детей известного казахского просветителя Ибрая Алтынсарина были напечатаны в Казани. Как сказал Сабит  Муканов, татары «посеяли на почве казахской земли семена просвещения, в темноте зажгли светоч культуры». Татары внесли заметный вклад в развитие казахстанской науки и искусства. В Казахстане жил и работал выдающийся композитор и педагог Латыф Хамиди - один из авторов Государственного гимна Казахской ССР.
Мировую известность получили дирижеры Фуат Мансуров и Ринат Салаватов, певцы братья Абдуллины, скрипач Р. Хисматуллин, художники Б. Табиев и К. Муллашев. Казахстанцами являются известные ученые: физик-ядерщик Ш. Ибрагимов, химик С. Рафиков, офтальмолог          Г. Ульданов, микробиолог А. Илялетдинов, космобиолог Р. Гареев и другие.
Башкиры (самоназвание – башкорт) – тюркоязычный народ, исторической прародиной которого, как и других тюркских народов, является Центральная Азия. Башкирский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Этноним «башкир» впервые упоминается в письменных источниках IX века. Башкиры кочевали в Приаралье, на землях Приуралья и Южного Урала, создавали свои племенные союзы.
Известный союз семи племен нашел свое отражение в государственной символике Республики Башкортостан. Значительная часть башкирских племен входила в состав Булгарии, затем все башкирские земли стали частью Золотой Орды. Позже башкирские племена и роды являлись подданными Казанского, Сибирского, Астраханского ханств и Ногайской Орды. После падения этих государств башкиры оказались в составе Российской империи.
Традиционными занятиями  башкир являлись животноводство, охота, торговля. Издавна были развиты народные ремесла: обработка металлов, а также ювелирное, кожевенное, гончарное дело.
Культурные и экономические взаимосвязи башкир и казахов имеют глубокие корни. С давних пор эти два народа находились в тесных дружеских отношениях, занимаясь кочевым скотоводством по соседству друг с другом. В XVII веке часть казахских родов переселилась в башкирские края. А башкирские и татарские повстанцы после поражения очередного восстания против царских властей находили приют обычно в казахских степях. Взаимные культурные связи активно развивались в XIX-XX веках. К примеру, в уфимском медресе «Галия» получили образование выдающиеся деятели казахского народа Магжан Жумабаев, Беимбет Майлин, Ж. Тлепбергенов и другие. Почти 60 лет своей жизни отдал Туркестанскому краю сын башкирского народа Абубакир Диваев. Этнограф, исследователь казахского фольклора, он участвовал в открытии Ташкентского государственного университета, где создал первую кафедру казахского языка и литературы.
В годы советской власти и татары, и башкиры прошли тот же путь испытаний и побед, что и весь советский народ. Они участвовали в строительстве социалистического общества, воевали на фронтах Великой Отечественной войны, восстанавливали народное хозяйство, поднимали целину.  Значительное число башкир и татар переехало в Казахстан в период создания промышленной базы республики и в годы освоения целинных земель.
Как и другие этносы, татары и башкиры выработали свою культуру жилища, питания, одежды. Повседневным видом мужской одежды татар является длинная рубаха с прямым вырезом в вороте. Верхняя одежда представлена разнообразными видами камзолов и чапанов (камзул, казакин, джилян, чикмень, бишмет). Мужским головным убором являются тюбетейки, войлочные шляпы, меховые шапки. Женщины носят длинные платья, отделанные бахромой, кружевами, вышивкой. Головной убор татарок –  платок, шаль, длинное покрывало с вышивкой и кружевами (тастар), шапки и специфический женский головной убор - калфак.
Традиционная мужская одежда башкир включает в себя рубахи и штаны с широким шагом, легкие халаты, камзолы и тулупы, а также головные уборы: тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи. Башкирские женщины носили длинное платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и монетами. Головной убор башкирки – это чепец с подвесками, шлемовидные шапочки, яркие головные покрывала, платки, колпачки. Обувь татар и башкир состояла из сапог и кожаных ботинок, были широко распространены ичиги - сапожки из специальной мягкой кожи с мягкой подошвой.
Основное место в традиционной башкирской кухне отводится мясу и молочным продуктам. Казы, бешбармак, специфический сушеный сыр - корот играли важную роль в питании башкир. Из напитков наиболее распространенными являются чай и кумыс, а также  различные кисели, сладкие напитки ширбат, буза и медовуха (ачы бал).
В традиционной татарской кухне значительное место отводится муке, крупам, картофелю, мясу, рыбе. Используются свежее, вяленое, соленое мясо, карта, домашняя колбаса казылык. Готовят суп с лапшой (аш), с клецками, разнообразные виды пирогов (беляш, учпочмак, кыстыбый, сумса, катлама и т.д.).
Фольклор татар и башкир имеет немало общих элементов и представлен песнями, сказками, преданиями и легендами, пословицами и поговорками.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International